lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Антоновичъ В. Б. "Колдовство. Документы — процессы — изслѣдованіе" (1877)

Интересная книга, в которой описаны дела о колдовстве, рассмотренные в Юго-западной России (т.е., Польше) в период примерно с 1690 по 1750.
Примерно на 40 страницах дается обзор дел и ещё на 100 - документы, типа показаний свидетелей. К сожалению, документы на польском и латыни.
Основной вывод положительный: при рассмотрении дел между равными и в спокойной обстановке суд выносил очень разумные решения - приходил к выводу, что в конкретном деле никакого колдовства нет, штрафовал за клевету (если кто-то обвинял другого в колдовстве) и за то, что верили в "бабское колдовство", небольшие наказания за отступление от веры (сдать несколько фунтов воска в церковь и костел). С подозреваемых "колдунов" брали письменную присягу о том, что они никакого колдунства не знают и зла никому не желают.
Особенно мне понравилось дело, в котором ребёнок из одной усадьбы кидал щепочки в другую усадьбу, несомненное колдовство. Постановление суда: мусор убрать и поставить забор между усадьбами. И ещё одно: женщина вылила под хлев соседа неизвестную жидкость, на суде она сказала, что это "щелок", чтобы под хлевом не было заразы. Приговор суда: так уж и быть, всё ОК, но если она ещё будет лить тайком всякую дрянь на чужую усадьбу, к добру ли, к худу, то получит 50 ударов.
Кажется, только два или три дела серьезно смутили судей: женщина, у которой нашли узелок с зубами и костями, не смогла внятно объяснить его наличие, её приговорили к пытке, но дальнейших бумаг автор не нашел. Люди повесили на дереве странный калач из теста, который осмотрела комиссия от суда, но решили, что волноваться не о чем. Обвиняемый в разбое не сознался под пытками и даже не выказывал страданий - суд постановил, что это из-за защитных чар, казнён, потому что против него дали письменные показания дворяне.
Проблемы с разумом начинаются, если:

  • "пострадавшей" стороной являются "просвященные" дворяне, которые вместо рационального, крестьянского, так сказать, суда, начинали требовать "магдебургского права" с испытанием ведьм и прочим бредом. А дворянина-то подальше не пошлёшь с приговором "верил в бабские колдунства";

  • в случае бедствий типа чумы. Но здесь уже вершился не суд, а самосуд, когда озверевшая толпа носится по округе и ищет, кого бы сжечь.

Не понравилось мне, что автор в конце делает обобщения (это хорошо), но может делать далекоидущие выводы на основе даже одного дела (что не очень хорошо).
Tags: история, книги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments