
Пристрастие к "Фрикономике" и её авторам чувствуется в книге - и по частым упоминаниям, и по структуре.
Книга "Все лгут" о неочевидных и неожиданных зависимостях, которые можно обнаружить, имея большие массивы данных, умея их обрабатывать и умея ставить неожиданные вопросы.
Часть книги написана на основе собственной работы Cтивенса-Давидовица с поисковыми запросами и профилями в соцсетях, часть - на основе работ других людей.
Рассмотрим дальше некоторые увлекательные тезисы, с которыми я иногда буду спорить.
Чтобы определить, существуют ли "опечатки по Фрейду", когда в обычном слове "подсознательно" меняется несколько букв и оно приобретает сексуальный подтекст, была создана программа имитирующая опечатки. Статистически "опечатки по Фрейду" программа делала с такой же частотой, как и обычные люди, а так как подсознания у программы нет, делается вывод, что "подсознательных" опечаток не бывает. Хотел бы поспорить. Если в русском тексте вместо "Юля" напишется "Бля", то это случайность, но если "У Юли большие
Но Cтивенс-Давидовиц делает вывод, что Фрейд был прав в описании эдипова комплекса и комплекса Электры из-за того, что на порносайтах много запросов "секс с отцом", "секс с матерью" и прочими родственниками. А чуть дальше пишет, что моду на большую задницу ввела Ким Кардашьян. Но при этом почему-то не считает, что "кровосмесительные" ролики тоже могут быть следствием моды. Ещё он пишет, что судя по порнозапросам "учительница" и "чирлидерша", часть сексуальности формируется в детстве. Возможно, но об этом надо делать вывод явно не по "учительнице" и "чирлидерше", потому что это некие стереотипные сексуализированные типажи-униформы. Если в гугле поискать "real female teacher" он покажет молодых ярких женщин, но совсем не в костюмах с короткими юбочками и вываливающимся декольте.
Cтивенс-Давидовиц пишет, что "порно" ищут в несколько раз больше, чем "погода". Лично я не понимаю, зачем вообще искать "погода"? Я захожу на главную страницу Яндекса и вижу погоду. Я смотрю в смартфон и вижу погоду возле часов. С другой стороны, я не понимаю, зачем искать "порно", если есть pornhub и sex.com (ну и ещё некоторое количество сайтов с безграничным количеством контента).
Cтивенс-Давидовиц попытался высчитать количество геев-мужчин. Существующие оценки мечутся от устаревших 10% до 2,5%. Если судить по поисковым запросам на гей-порно, гомосексуалистов получается примерно 5%, что, вроде бы, подтверждается и другими исследованными данными.
исследованию сексуальности через интернет посвящена книга A Billion Wicked Thoughts: What the Internet Tells Us About Sexual Relationships by Ogi Ogas, Sai Gaddam.
Интересно было почитать про поиск идеальных лошадей. Веками это делалось по родословной и внешнему виду, но это почти не работает. Только современный портативный аппарат УЗИ позволил определить, что на скаковые качества лошади влияет размер левого желудочка сердца и селезёнки. Из внешних признаков выявлен только некий хрип, который однозначно говорит, что из этой лошади ничего хорошего не выйдет. К счастью, Cет Cтивенс-Давидовиц прекрасно понимает, что нельзя безоглядно полагаться на один метод исследования, иногда большие данные не работают, и приходится прибегать к "устаревшим" методам типа опроса. У людей, которые исследуют лошадей, есть человек, который по старинке собирает информацию о лошади и изучает внешний вид. И с его данными согласуются данные УЗИ.
Компания Premise исследует экономическое положение в любой стране, нанимая людей оттуда фотографировать что-то экономически важное - ценники и очереди на бензоколонках, ценники и ассортимент в магазинах и т.п.
После теракта в США, совершённого мусульманами, в Гугле стало много запросов типа "убивать мусульман", "мусульмане террористы" и т.п. Обама выступил с умиротворяющей речью, но она не изменила поисковую обстановку. Изменение наступило только после того, как Обама сказал, что среди американских мусульман много героических солдат и спортсменов. И люди резко начали гуглить "мусульмане солдаты" и "мусульмане спортсмены". Отсюда вывод, что чтобы переключать внимание людей, надо возбуждать их любопытство.
Интересный факт, что любимая бейсбольная команда определятся у мальчиков примерно в 8 лет, та, команда, которая одержала громкую победу в этот период, остаётся любимой на всю жизнь.
Так же исследовались известные американцы, оказывается, чтобы повысить вероятность стать известным, в родном округе должно выполняться 3 условия - наличие студенческого городка, наличие большого города и наличие большого количества мигрантов (выкуси, Трамп). В книге приводятся примеры известных детей мигрантов, только сюрприз - среди родителей французы, немцы. Вряд ли Трамп от них хотел стену строить.
Трампом, похоже, американцам действительно сильно по мозгам проплющило, потому что он в книге постоянно всплывает. Хотя, и Обама частенько упоминается.
Ещё интересный факт, что престижное учебное заведение почти не играет роли в дальнейшей жизни. Просто в прессе любят рассказывать об успешных выпускниках Гарварда, но ничего не рассказывают о не менее успешных выпускниках Пенсильванского университета.
Короче, книга хорошая, интересного много, всё упомянуть в обзоре нельзя. Хотя, раздражает постоянное "Трамп - фу! Мигранты - хорошо!". Возможно, через несколько лет книгу придётся переписывать просто потому, что Трамп будет неактуален.