lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Categories:

Татьяна Михайлова "От колдуна до шарлатана".

В епархии все благополучно, кликуш, юродивых и суеверий не наблюдается.

Небольшая монография (меньше 200 страниц с библиографией, приложениями и т.п.) полное название "От колдуна до шарлатана. Колдовские процессы в Российской империи XVIII века (1740-1800)".
Автор поставила себе задачу рассмотреть именно волшебные дела (т.е., те, в которых упоминались заговоры, волшебные корешки, нашёптывание и т.п.) за указанный период и как менялось отношение властей к данному явлению - от признания существования до объявления простонародным суеверием.

По мнению автора (и в моем пересказе;-)) различия между европейской и русской охотой за ведьмами:

  1. В Европе Церковь обладала большой самостоятельностью, а в России правители пытались встроить её в государственную систему и сделать священников почти чиновниками. Удалось это только к началу XIX века.

  2. В Европе происходила борьба с верой в Дьявола, в России - скорее борьба за окультуривание народа и единообразие веры. Потому что люд мог считать себя православным, но при этом можно предполагать, что обладание бумажками с заговорами, волшебными корешками и гадательными принадлежностями было вполне обычным делом. Но дела, попахивающие дьяволопоклонничеством (с попиранием креста, отворачиванием икон, соответствующими словами) рассматривались строго

  3. В Европе вполне нормально было строить обвинение на показаниях кликуш (якобы околдованных, которые давали показания против колдунов), а в России к показаниям кликуш относились с настороженностью, более того, они сами могли получить наказание.

  4. Европейское правосудие базировалось на ветхозаветном "Ворожеи не оставляй в живых", а российское - на гораздо более мягких правилах Вселенских соборов - максимум шесть лет епитимьи.


Книга бурлит у меня в голове, по-хорошему, надо целый реферат написать, но если кратко, то в начале XVIII колдовство считалось реально существующим, а к концу XVIII века - поддвергалось осмеянию, уже почти не фигурировало в уголовных делах явно (дело о кликушестве в храме уже называлось "Дело о производимом шуме и драке", т.е., мелкое хулиганство).
Следователей особо интересовали рукописные документы. Но не потому, что там мог быть договор с дьяволом (что-то такое находили, но очень редко), а потому что это могло быть что-нибудь политическое или литература старообрядцев.
Знаете ли вы что... лекартственное растение ферула вонючая в XVIII веке почти официально именовалось "Чёртово говно"? Это же идея для стартапа! Я прямо вижу ряды баночек "Чёртово говно омега 3", "Чёртово говно детское", "Чёртово говно шипучее" и т.д.
Кстати, насколько позволяла тогдашняя наука, проводилась экспертиза обнаруженых "медикаментов" - это чёртово говно (уж извините), это хлебные крошки с солью, а это что-то сожжённое и истолченное, наука бессильна.
"Колдовство" высмеивалось в прессе. В то же время официально выпускалось много "Гадательных книг", "Новейших развлекательных оракулов", "Сонников" и т.п., но все они имели названия и предисловия, указывающие на несерьезный и развлекательный характер, а некоторые имели и откровенно пародийное содержание. Но эти книги всё-таки разжигали в обществе веру в приметы, вещие сны и т.п.


При чтении книги у меня создавалось ощущение "Катя! Мы всё прое*али!" (Катя - это Екатерина II). Екатерина II призывала к внимательному отношению к делам о колдовстве, потому что в них не всё однозначно, но прямо дословно её слова подходят к современным делам о репостах и "экстремизме".
Церковь и государство XVIII века изгоняли из жизни гадания, астрологию. XXI век. "Как вы там потомки? Уже полетели на Марс? Как "Изучаем православный гороскоп по китайскому календарю"?!"

Ну и после прочтения книг у меня создаётся ощущение, что можно было бы написать увлекательный худлит про инквизицию чисто на русской основе, с преувеличениями и анахронизмами, конечно.
Некий район в глубинке наводняется бумажками, корешками, мешочками со жжёными костями. Сперва власть и Церковь решают, что это обычные суеверия, но вскоре становится понятно, что всё всерьез, гибнут рядовые священники. На место из центра прибывает старец (чувак в черном, с белыми надписями, крестами и черепами) с парой суровых солдат. Дальше я, конечно, не придумал, но возможна коллаборация, например, со старообрядцами страннического согласия, они как раз во второй половине XVIII века появились и существуют до сих пор.
Tags: история, книги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments