lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Categories:

Амос Оз "Иуда"


Извините, я большую часть стащу из этой статьи, а потом напишу немножко от себя.

Дело происходит зимой 1959/60 годов, в Иерусалиме, где главный герой, студент по имени Шмуэль Аш, разом теряет девушку и финансовую поддержку от родителей, вынужденно бросает университет и находит работу по объявлению: жить в мансарде старого дома в Иерусалиме, вести интеллектуальные беседы с живущим в доме стариком Гершом Валдом и робеть перед живущей в доме красавицей Аталией. Как выясняется вскоре, Аталия — невестка Валда, ее муж Миха Валд погиб во время Войны за независимость, а ее отец Шалтиэль Абрабанель был единственным членом сионистского правительства, выступавшим против создания Еврейского государства, за что его обозвали предателем и изгнали. В общем, самое правильное место для вчерашнего студента, который любит поговорить, увлекается темой «евреи глазами Иисуса» и фигурой Иуды Искариота — единственного, как убеждается Шмуэль к концу романа, настоящего христианина.

Главная, очевидная тема «Иуды» — предательство и его истинный смысл. «Предатель» Шалтиэль Абрабанель — фигура нарочито вымышленная, на самом деле в 1948 году никому и в голову не приходило мечтать о создании единого сообщества арабов и евреев. Но уже в 1959-м Валд вспоминает его как «возможно, единственный здравый ум, еще оставшийся в Иерусалиме». Тем временем Шмуэль фантазирует об Иуде: а если его любовь к Иисусу была настолько велика, что он подстроил Распятие, чтобы дождаться Воскрешения, и покончил с собой, когда чуда не случилось. Тогда получается, что христианство именно Иуде обязано своим рождением. В общем, предатель опять оказывается единственным праведником. Обо всем этом в романе разговаривают долго и вдумчиво — ведь работа Шмуэля в том, чтобы вести беседы, а это он умеет лучше всего.

Но было бы несправедливо свести роман Оза только к демонстрации идей. С той же силой это роман о взрослении и становлении, где герой, большой телом, но не мыслью, пьянеющий от идей, недоделанный и неприкаянный, живущий только по кольцевой дороге «от сна, из которого он был вырван поутру, и обратно под теплое одеяло», на протяжении одной зимы становится человеком. И роман о Иерусалиме — городе, где герои выходят только на одинокие ночные прогулки, где на домах еще видны следы войны, а в квартирах — репродукции Ван Гога, «Доктор Живаго» обложкой вверх и «рвущий душу сумеречный напев губной гармошки». Городе, который точно так же пахнет отчаянием, как, скажем, памуковский «Стамбул» меланхолией, и одного этого задокументированного отчаяния довольно, чтобы понять послание Оза из тщательно воссозданного 1959 года в современность.
Я дочитал до половины и бросил. Не потому, что книга плохая (наоборот, она мне понравилась), просто в ней ничего не происходит (или я нетерпеливый). Главный герой просыпается, ест, о чём-то думает, ведёт интеллектуальные беседы, мечтает совокупиться с недоступной красавицей, ложится спать... Всё это густо сдобрено библейскими цитатами. Иногда книгу посещает напряжённость - представьте, что вы просыпаетесь в 4 часа ночи с мыслью, что вам надо срочно узнать, что сказал Жириновский в марте 1993 года, вы ворочаетесь до утра, бежите в районную библиотеку, а там газет именно за март 1993-го нет! У-у-у... Интрига!
Атмосфера Иерусалима и некоторые особенности языка сперва вселяли в меня надежду, что это будет фантасмагория типа произведений Эдварда Уитмора, но нет, это реалистический роман.
Tags: книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments