lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Categories:

С.С. Михайлов "Староверие Волоколамского леса. Древлеправославная terra incognita"

Аннотация:
Западнее Москвы прежде располагался самобытный старообрядческий регион, известный как «Волоколамский лес». Он охватывал ряд местностей Волоколамского, Можайского, Клинского и Рузского уездов. Своими духовными корнями он восходит к древним обителям, в том числе к Левкиевой пустыни. В силу определенных исторических причин, этот центр старообрядчества к началу XX в. не смог развиться в большой, многолюдный массив, а сохранился лишь в виде небольших анклавов расселения старообрядцев. Волоколамский старообрядческий регион являлся частью большого массива расселения ревнителей Древлего Благочестия, который также охватывал земли соседствующих Зубцовского и Ржевского уездов Тверской, а также Гжатского, Сычевского и Бельского уездов Смоленской губернии.
Содержание соответствует аннотации.
Книга неплохо иллюстрирована, но не хватает самой главной иллюстрации - схемы Волоколамского леса, которую можно было бы напечатать на форзацах, как в фентези.
Я почти ничего не знаю про старообрядцев, эту книгу читал, скорее, как русское фентези.
Уже с предисловия становится интересно - оказывается в России наиболее влиятельным является Рогожское (Белокриницкое) согласие, которое всячески умаляет историческую роль других согласий. А автор этому противостоит, даже немножко обзывает своих оппонентов - "рогожские и пророгожские авторы".
Примерно первые 2/3 книги интересно, а дальше становится скучновато, потому что там перечисление - в такой-то деревне было столько-то старообрядцев, моленная была у крестьянина такого-то, они писали прошение, им отказали.
И просто как история страны интересно, когда какое-нибудь прошение ходило по инстанциям годами, царь(!) мог заниматься делами деревенской моленной. Проповедники из Ветки (один из центров старообрячества, на территории современной Беларуси) тайно добирались до Волоколамского леса.
И старообрядцы очень разные - кто-то платил взятки в официальную церковь, чтобы их отмечали, что, они выполняют всё, что надо, а кто-то вполне спокойно туда ходил.
И самое главное, что я узнал - оказывается, церковные деятели, которые позже стали лидерами старообрядчества, во время польского нашествия рассылали грамоты с призывами подняться на борьбу, и именно такая грамота вдохновила Минина и Пожарского. Нашествие поляков воспринималось как наказание за грехи, поэтому эти же деятели готовили церковную реформу, но вместо этого другими людьми была проведена реформа ради реформ, которая привела к Расколу.
Tags: история, книги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments