lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Categories:

Теодор Рошак "Киномания"

Теодор Рошак (или Роззак) - американский философ, который писал и художественные книги. Ему приписывается создание термина "контркультура".
Действие книги  "Киномания" происходит с 1950-х по 1970-е годы.
В поле зрения юного киноведа Джонатана Гейтса и его наставницы в киноведении и сексе Клер попадают фильмы почти забытого режиссёра Макса Касла. Касл начал творить в 1920-х, пропал в 1941-м. Многие его фильмы считаются утраченными, а те, что сохранились, воспринимаются только как дешёвые поделки категории "Б". Но в них есть что-то, что воздействует на зрителя.
Джонатан с помощью Клер решает раскрыть секрет Касла, ищет его фильмы и людей, с которыми он общался и работал...
Спойлер - в фильмах будут обнаружены скрытые изображения, также Рошак приплетёт катаров (даже две их разновидности - злобную и безобидную, но это неточно), и вялый отряд католиков по борьбе с катарами.
Примерно первая треть (максимум - половина) книги захватывающая, имеет некоторое сходство с "Седьмой функцией языка" из-за многочисленных отсылок к истории кино, а дальше превращается в тягомотину, потому что Рошак окунает нас уже в религию (вероятно, выдуманную), да ещё главный герой регулярно тупит.
Книга написана в 1991-м, а Рошак - мужик головастый, поэтому он написал две, вероятно свежие для 1991-го мысли.
Про клиповое мышление. Проиллюстрирую это общирной цитатой:

(...)каждым последующим поколением все больше присуща тенденция уменьшения объема внимания, а поскольку пролетарская нервная система первой устремляется к умственной дезинтеграции, то растет чувство отчуждения. Эта психическая увечность уже имеет заметные культурные последствия. Новые кинофильмы и музыкальные формы утончают содержание до фрагментов чисто сенсационного порядка. Даже золотая буржуазная молодежь не сможет воспринимать ничего сложнее рекламного объявления. В кино, предназначенном для молодежной аудитории, режиссеры скоро будут ограничивать продолжительность кадра максимум пятью секундами, а потом воспроизводить его еще раз. Стихи для песен на наших глазах становятся неразборчивыми фразами, повторяемыми снова и снова, и ни одна из них не длится более трех-четырех секунд.
(...)
Последнее капиталистическое поколение будет ориентироваться в этом мире главным образом благодаря запахам, прикосновениям и грубым животным инстинктам. В этот момент революционный авангард (который, совершенно очевидно, будет состоять из кинокритиков и исследователей, сохранивших достаточно мозгов для понимания исторической диалектики) возьмет на себя руководство этими гуманоидными приматами и спасет тот неврологический материал более высокого порядка, который все еще будет функционировать в мире.

Здесь эта теория с юмором приписана студентам-левакам из 1960-х.
И вторая мысль, что со временем в кино будут ходить в основном подростки. В итоге так и получилось.
В общем, книга неплохая, но вторая половина меня опечалила. Скорее всего, книгу надо было заканчивать сильно раньше.
Tags: книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • "Африка" и "Африка. Предыстория"

    Экстремальный ужас в смысле Extreme Horror. Конкретные авторы не указаны, это коллективное творчество сотрудников Центра психологической…

  • Обложка книги "Глаза мумии"

    Книга вышла в 1990-м году. Художник Дмитрий Ревский. Содержит семь мистических рассказов и послесловие переводчика Юрия Табака. Содержимое…

  • Алекс Константайн "Тайная война против рока"

    Деньги, потраченные на эту книгу - это финансирование старой доброй теории заговора. Но, в основном, американской. Основная идея книги: есть плохое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments