lizardian (lizardian) wrote,
lizardian
lizardian

Categories:

Валери Кивельсон "Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII века"

Эта книга интересна по трем причинам:

  1. Это первая книга иностранного автора о русском колдовстве, которую я читаю;

  2. Эта книга рассматривает XVII век, а все книги которые я читал до этого, рассматривали XVIII век, потому что он более подробно задокументирован;

  3. В этой книге есть внятное сравнение русских и европейских колдовских процессов.

В силу низкой грамотности русского населения, в России не было разработано обширных теоретических обоснований для охоты на ведьм. Дела о колдовстве рассматривались тем же порядком, что и обычные уголовные преступления. Никто не допытывался (в буквальном смысле) летали ли подозреваемые на шабаш и совокуплялись ли там с дьяволом, от них требовалось всего лишь сообщить, кто их научил заговорам или сообщил колдовские рецепты.
Европейцы теоретически обосновали, что женщина, из-за своей слабости, легче становится жертвой тёмных сил. Быть женщиной - это почти 100% причина подвергнуться обвинениям в колдовстве. В Европе мужчины очень мало обвинялись и осуждались по делам о колдовстве. В России же 75% обвинённых в колдовстве - мужчины. И этому есть вполне материалистическое обоснование - в основном мужчины практиковали "странствующие" профессии - солдаты, торговцы, и т.п. В путешествиях у них было больше возможностей общаться и набираться знаний, в том числе, и запретных.
Женщины находились в несколько ущемлённом состоянии, по отношению к мужчинам, но всё общество находилось в сложной иерархии подчинения по социальному статусу, богатству, возрасту, и пол - это лишь незначительный элемент. Мы часто слышим, что по "Домострою" муж должен бить жену, а также нерадивых сыновей и слуг, но  (менее известный факт) и жена может бить всех, кроме мужа. Например, в книге упоминается скандальная женщина и её не менее скандальный муж. В Европе в колдовстве подозревали бы только её, а в России - обоих.
В России XVII века не то что не писали теоретических книг по ловле колдунов, но и вообще не любили больно умных. В Европе наличие неких академических знаний могло служить оправданием от обвинений в колдовстве, в России даже обладание клочком бумаги вызывало подозрение, а если на этом клочке что-то написано - то и расследование. Например, было проведено полномасштабное расследование из-за того, что у воеводы(!) был обнаружен бумажный кулёчек с анисовым семенем, на котором было написано "анис". Воевода использовал эти семена для освежения дыхания и попал под суд.
Также описывается дело грамотного крепостного, который сперва выписал себе фальшивую вольную, перебрался в Москву, написал себе фальшивую должность, но втянулся в кружок любителей оккультных текстов, где его и повязали.
В тогдашнем обществе был велик градус насилия - мужья били жён, хозяева били холопов. Но при этом и официально, и неофициально было чёткое понимание, что есть демонстрация власти, что как бы можно и нужно, а есть преступление, истязание ради истязания. И если вышестоящий член общества обвинял в колдовстве нижестоящего, была велика вероятность, что вышестоящий как-то обидел нижестоящего, переступил грань, и понимал это.
Например, некий землевладелец обвинил свою крепостную в колдовстве. Но в ходе следствия открылись потрясающие факты. Этот землевладелец каким-то образом залучил к себе семейную пару, мужа унижал, а жену насиловал. Удивительно кстати скончалась сперва жена землевладельца, а потом - муж крепостной. А потом ещё выяснилось, что женщина и не крепостная вовсе. Для неё в итоге всё кончилось хорошо, а что с её мучителем я не понял, кроме того, что он не являлся в суд. Но это в принципе проблема упоминаемых архивных дел (не только в этой книге) - у них часто отсутствует финал.
У Валери Кивельсон есть небольшая глава про кликуш, но она на этом подробно не останавливается. Как я понял, она кликушество считает неким стрессовым женским порывом. Мужчина мог сходить в дальный храм, поклониться святыням, это на него действовало благотворно, а женщина была привязана к дому и могла только сквернословить в храме, если уж совсем прижимало.
И вот такой интересный момент для любителей традиционных ценностей - в XVII веке в России самый последний холоп мог претендовать на справедливое рассмотрение своего дела в суде. Конечно, мы не знаем, сколько дел дошло до суда, ещё в судебном процессе частенько использовались пытки, но (сюрприз!) насиловать холопок было нельзя.
Ещё в итоге судебного процесса бывало, что с человека брали письменное обязательство, например, не бить жену, но не написано, как наказывалось нарушение этого обязательства.
Книга очень интересная, категорически рекомендую.

Список литературы по теме в моём ЖЖ:

  1. Антоновичъ В. Б. "Колдовство. Документы — процессы — изслѣдованіе" (1877)

  2. А. Лавров "Колдовство и религия в России 1700-1740 гг"

  3. Татьяна Михайлова "От колдуна до шарлатана".

  4. Смилянская Е.Б. "Волшебники. Богохульники. Еретики."

Tags: история, книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments